Skip to content

Гусь-Хрустальный. Как делают хрусталь

Богата достопримечательностями владимирская земля.
И это не только исторические и природные объекты, но и известные на всю страну бренды.
Вот, например, гусевской хрусталь.
История его растянулась почти на три века с момента появления первого хрустального завода купца Акима Мальцова на речке Гусь.
За это время было многое: взлёты и падения, бабушкины серванты и уникальные дизайнерские проекты, мировые награды и пустые корпуса предприятия. Обо всём этом можно написать большую книгу, но жить нужно сегодняшним днём.
Поэтому садимся в машину, кладём камеру в рюкзак и едем смотреть, как рождается хрусталь.

1. Владимирская область, город Гусь-Хрустальный.
Собственно, благодаря стекольной мануфактуре Мальцова, город и возник.
С первых четырёх печей и 59 рабочих в 1756 году, завод к середине 90-хх годов стал крупнейшим в России предприятием по выпуску художественного стекла и хрусталя.
Тогда в его корпусах трудилось более 6000 человек.
Но двигаясь со всей страной в светлое будущее, в 2011 году завод был закрыт…
IMG_0304 copy.jpg

2. История его, однако, на этом не закончилась.
С 2013 года Гусевской Хрустальный завод им.Мальцова вновь раскалил свои печи.
Да, не в тех промышленных масштабах, однако художественную школу и хрустальных дел мастеров сохранить всё же удалось.
Сегодня в бывшем корпусе центральной художественной лаборатории работает более 100 сотрудников, выпуская свыше 1000 видов различных изделий в количестве от 1 штуки.
Зайдёмте же быстрее внутрь!
IMG_0051 copy.jpg

3. Святая святых — мастерские художников.
Здесь рождаются идеи, прорабатываются до мельчайших подробностей все штрихи, изгибы и детали будущей красоты.
IMG_0053 copy.jpg

4. "Нора художника" с его главными инструментами — десятками линеров, карандашей и разномастных линеек.
IMG_0059 copy.jpg

5. Как удержать в голове до миллиметра проработанный образ будущей работы, как продумать и упростить производственный процесс для работника — я ума не приложу!
IMG_0057 copy.jpg

6. Владимир Иванович Касаткин, главный художник завода.
-Василий, а я ведь еще в школе с 9 класса профессию резчика освоил, мы на заводе даже зарплату на практике получали. А ещё ты посмотри какие мы на заводе сохранили цвета!
Двухцветный хрусталь и сложная техника "нацвет", когда горячим формованием сливаются несколько цветов — известная фишка гусевского хрусталя и при этом единственная в России.
Только местный хрусталь содержит 24% оксида свинца, дающего особые оптические свойства, плотность и эластичность готовым изделиям.
Цвет же зависит от разлиных добавок: кобальт даёт синие тона, для красного цвета добавляют селен, для розового — эрбий.
Сегодня завод может изготавливать изделия в более чем 20 оттенках цвета. И это не лак на поверхности, это настоящий цвет изнутри…
IMG_0066 copy.jpg

7. Участок выработки.
Идём к сердцу завода — печи. Сегодня их три штуки по два горшка в каждой.
В деревянных ящиках дожидается своей установки партия керамических горшков, в каждом из которых при температуре в 1450 градусов Цельсия будет плавиться 300 кг стекломассы.
Естественно, оборудование нуждается в обновлении чуть ли не раз в полгода.
IMG_0080 copy.jpg

8. На высоком постаменте, как на сцене, дышат жаром газовые печи.
Шумно. Тепло.
Творческий беспорядок обманчив. Когда начнётся работа, каждая деталь будет использоваться максимально оперативно.
IMG_0081 copy.jpg

9. Каждый горшок плавит лаву стекломассы с определенными примесями для нужного цвета и конкретных изделий.
На "сцене" в это время исполняют свою партию несколько бригад до 5 человек в каждой, специализируясь по своим направлениям.
Работают мастера с 6 утра до 14 часов, после чего готовится и загружается в печи "шихта" — та самая смесь песка, соды, поташа, сурика и окислов редкоземельных металлов, которая и отличает хрусталь от обычного стекла.
Постепенно разогреваясь, она снова ждёт начала работы в 6 утра…
IMG_0082 copy.jpg

10. У жерла печи стоять долго просто невозможно.
Во-первых, очень жарко и страшно расплавить фильтр объектива камеры, да и мешаться под ногами у строгих профессионалов особого желания нет.
IMG_0085 copy.jpg

11. Маленькая печь — "кукушка", где можно донагреть изделие в процессе выдувания.
За ней стоят стеклодувные трубки для набора стекломассы и выдувания изделий.
Дуть, кстати, уже необязательно — можно набирать воздух, качая рукой резиновую грушу.
IMG_0087 copy.jpg

12. Технология, как и 100 и 200 лет назад, особо не изменилась.
Для начала наборщик "на глаз" набирает из печи нужное количество расплавленной массы на трубку.
IMG_0100 copy.jpg

13. А затем начинает "катать" массу в шар, вращая трубку, при этом докачивая в неё воздух.
IMG_0095 copy.jpg

14. Можно раздуть сферу и по-старинке, особенно когда изделие большого размера.
IMG_0159 copy.jpg

15. Главное — задать правильную форму.
Масса тягучая, горячая, все движения должны быть отточенными и уверенными.
Я попробовал и скажу вам, что с непривычки устаешь от такой сосредоточенности за минуту.
IMG_0154 copy.jpg

16. Остывает масса довольно быстро, конечную форму ей придают при температуре 1250 градусов.
IMG_0176 copy.jpg

17. Живущие недолго берёзовые формы для крупных изделий.
Хрусталь и так дорогое удовольствие, а металлические формы для такой огромной номенклатуры увеличили бы цену изделия и ещё.
Так что, под аромат тлеющей древесины, продолжаем!
IMG_0093 copy.jpg

18. Огромная ярко-алая капля стекломассы помещается в пресс-форму и накачивается воздухом.
Каждое изделие уникально. Следующая "капля" будет помещена в пресс-форму, которая уже немного изменится от предыдущего воздействия.
IMG_0105 copy.jpg

19. Для удобства обработки используется вода или сжатый воздух, подающийся через трубку.
IMG_0108 copy.jpg

20. А вот так "клеятся" дополнительные раскаленные элементы.
IMG_0110 copy.jpg

21. Всё делается очень быстро, слаженно.
У меня в глазах рябило от перемещений людей и одновременно происходящей магии на трубках.
Работа горит в руках буквально.
IMG_0118 copy.jpg

22. Конечно, бывает брак.
Минус такого производства — большое количество стеклянных отходов для утилизации. В печь их снова не отправишь.
Зато как красиво…
IMG_0126 copy.jpg

23. Ещё немного фото мастеров за работой.
Это завораживает!
IMG_0129 copy.jpg

24. Часто мужчины из-за шума печи обмениваются короткими знаками, понимая друг друга моментально.
Время здесь на вес золота, то есть хрусталя…
IMG_0135 copy.jpg

25. "Приклеивают" ножку.
IMG_0185 copy.jpg

26. Рождается художественное горлышко.
IMG_0189 copy.jpg

27. А вот уже знаменитый "гусевской хрустальный коронавирус".
Тема на слуху, товар востребован. Уж кто только о нём не рассказал, а я вот своим глазами увидел, как его здесь изготавливают.
IMG_0198 copy.jpg

28. Вот ведь выдумщики!
IMG_0196 copy.jpg

29. И ещё раз по процедуре.
Набираем раскаленной массы.
IMG_0161 copy.jpg

30. Выдувая, начинаем катать, придавая нужную форму.
IMG_0143 copy.jpg

31. Делаем изгибы, горлышки и прочее.
IMG_0147 copy.jpg

32. Устанавливаем в форму, донакачиваем воздух.
IMG_0162 copy.jpg

33. Оппа! Штоф готов!
Проверяем, откалываем с трубки.
IMG_0169 copy.jpg

34. И отправляем в лер — печь для отжига для снятия напряжения со стекла путем постепенного охлаждения.
IMG_0149 copy.jpg

35. Медленно двигающаяся лента за нескольких часов охлаждает готовые изделия до 70 градусов.
IMG_0152 copy.jpg

36. После остывания газовой горелкой отрезается "колпак" — та лишняя верхняя часть изделия, крепившаяся ранее к стеклодувной трубке.
Контроль качества, и изделия бегут дальше, на алмазный участок.
IMG_0074 copy.jpg

37. Тоже ничего нового.
Каждое изделие подвергается шлифовке, огранке, резьбе и гравировке только вручную.
IMG_0202 copy.jpg

38. Для начала на "гладь" — необработанное изделие, маркером наносят разметку для его дальнейшей обработки.
IMG_0204 copy.jpg

39.
IMG_0206 copy.jpg

40. Затем этакие полуфабрикаты поступают на ленту, где каждый мастер "алмазит", выполняя свою операцию.
Никаких роботов, каждое изделие проходит человеческие руки и уникально само по себе: создать идеальную копию просто невозможно.
IMG_0219 copy.jpg

41. У каждого верстака никаких лишних движений. Всё точно так же чётко и уверенно.
Кстати, у работников перерыв каждые два часа.
Хрусталь — тяжелая штука, нужно давать отдых рукам.
IMG_0234 copy.jpg

42. -Ззззввинь! И готова борозда на яичке к пасхе.
Чёрный хрусталь — модная нынче тема. Его грани, несмотря на темный цвет, всё так же играют радужными отблесками.
IMG_0216 copy.jpg

43. Бесконечный конвейер.
IMG_0230 copy.jpg

44. Благодаря оксиду свинца и возможна такая обработка изделий. Обычное стекло подобное воздействие не выдержит.
IMG_0238 copy.jpg

45. Стеклянной пыли в помещении нет.
На абразивные круги подается вода, так что обработку делают иногда даже без масок.
Заметили, какой шикарный цвет?
IMG_0249 copy.jpg

46. После обработки поверхность хрусталя становится матовой.
Чтобы придать её блеск, изделие несколько часов отмачивают в ванной со смесью кислот, после чего его тщательно моют водой.
IMG_0226 copy.jpg

47. Здесь же проходит контроль качества.
Помимо осмотра, изделия наполняют водой, чтобы увидеть возможные протечки после резки.
IMG_0240 copy.jpg

48. Полировка, упаковка, и ваш заказ направляется в доставку.
IMG_0241 copy.jpg

49. Вах!
IMG_0245 copy.jpg

50. Однако окончательно дар речи теряется в образцовой кладовой завода.
Здесь более 6000 уникальных изделий в различных композициях, каждая из которых стоит от 250 тысяч до полумиллиона рублей…
IMG_0282 copy.jpg

51. Кладовая с 19 века по-сути являлась школой для мастеров, и сегодня это действительно настоящий музей.
Кстати, именно отсюда в 80-ые годы Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику было передано огромное количество экспонатов, которыми мы можем любоваться в Музеях хрусталя Владимира и Гуся-Хрустального.
IMG_0257 copy.jpg

52. Авторские экспозиции, особые подарки, популярные серии — чего здесь только нет…
Настоящий визуальный экстаз.
IMG_0296 copy.jpg

53. Какой шикарнейший набор!
Мне чудится сказочный английский лес…
IMG_0290 copy.jpg

54. Каждая композиция — это отдельный рассказ про её автора, идею и материал.
Для того, чтобы не потерять голову, обходить все стенды нужно не торопясь, вглядываясь в причудливые изгибы и любуясь игрой света на гранях фантастических форм.
IMG_0293 copy.jpg

55. Смотрите, какая необычная царь-пушка.
Такую же дарили Путину на инаугурацию. А в дуло хранимой здесь, какой-то озорной турист затолкал ядро, которое так и не смогли вытащить.
IMG_0259 copy.jpg

56. Просто невероятной красоты кокошник с будто драгоценными камнями.
Игра света — залюбуешься.
IMG_0264 copy.jpg

57. Самое дорогое изделие здесь и не определишь. Важны и возраст, и сложность работы, да и история тоже важна.
Вот, например, ваза из уранового стекла, которое так любила Людмила Гурченко.
Кислотно-зелёный цвет крайне необычен. Но я бы дома такое ставить не стал…
IMG_0269 copy.jpg

58. Самое старое изделие здесь — уникальная ваза, посвященная произведениям Пушкина, где рисунки матировались и вытравлялись кислотой слой за слоем.
Вещь просто бесценная.
IMG_0268 copy.jpg

59. Хранитель образцовой кладовой — Галина Михайловна Власова.
Благодаря ей и вот таким же людям с горящими глазами, рассказывающим о производстве и истории хрусталя, эта красота становится доступной и для нас.
IMG_0302 copy.jpg

60. От обилия цвета, форм и историй кружилась голова.
Успокоил мозг ледяной минералочкой из классического хрустального стакана. Как у мамы в серванте!
IMG_0275 copy.jpg

61. Как и 200 лет назад, Гусевской Хрустальный завод им.Мальцова продает свою продукцию в торговых рядах города в фирменном магазине.
IMG_0048 copy.jpg

62. Там тоже настоящий музей, но в отличие от кладовой, любое понравившееся изделие можно приобрести.
Да, недешево. Но вы сами видели, какой трудоёмкий и ручной труд стоит за каждым из них.
IMG_0029 copy.jpg

63. Каждое изделие и коллекция, сопровождаются фирменной наклейкой.
Кстати, есть ряд способов отличить хрусталь от стекла:
-стекло нагревается от тепла рук, а хрусталь, напротив, охлаждает кожу;
-послушайте, как звучит изделие, если провести по нему влажным пальцем: если звонко, перед вами хрусталь, глухо — стекло;
-посмотрите сквозь изделие на какой-нибудь предмет. Через стекло он покажется слегка увеличенным в размерах, а хрусталь не искажает изображение.
Ну и конечно, изделия из хрусталя гораздо массивнее.
IMG_0006 copy.jpg

64. А вообще, лучше покупать продукцию у самого производителя — вот официальный аккаунт завода в инстаграм.
Действительно, гусевской хрусталь — национальное достояние.
Отрадно, что школа и технологии сохранены, поэтому остается лишь пожелать заводу дальнейшего ритмичного производства и роста интереса к его продукции.
IMG_0021 copy.jpg

На связи!

Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:

Данный материал является объектом авторского права.
Полная или частичная публикация поста, а также размещенных в нём фотографий, без согласования со мной ЗАПРЕЩЕНА в любых СМИ, печатных изданиях, на любых сайтах и в соцсетях.
Почта для предложений и приобретения фотографий: [email protected]




Будьте первым комментатором!

    Добавить комментарий