В древнем ликийском городе Мира, а ныне турецком Демре, сохранилось уникальное место.
Это церковь Святого Николая — пожалуй, самого почитаемого святого православными верующими.
Именно в этом городе Святой Николай служил архиепископом и был здесь захоронен.
1. В настоящее время церковь недействующая и является музеем.
Впрочем, по согласованию с властями и в День почитания Святого Николая — 6 декабря здесь проводятся службы приезжающим архиепископом константинопольским.
Вход через досмотр как в аэропорту, билет стоит 20 лир (около 300 руб.)
2. Вот такой вид открывается при входе на территорию.
Сама церковь находится гораздо ниже уровня земли. Почти на 6 метров…
3. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий.
Кстати, работы проводились на средства нашего патриарха Алексия II.
4. Святитель Николай действительно жил и умер в этом городе в 4 веке.
И в городе Мира, который являлся столицей древней Ликии, уже в 5 веке находилась или гробница или церковь воздвигнутая в честь самого почитаемого горожанами священника.
После мощного землетрясения, в 6 веке здесь была воздвигнута крестообразная базилика, которую, впрочем, довольно скоро разгромили сарацины…
В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом.
Слава о Николае и слухи об источаемой из саркофага чудодейственной мире быстро распространились по христианскому миру, и уже вскоре итальянцами мощи Святого были вывезены. Или варварски украдены, как считают турки.
В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь, и лишь благодаря поддержке российского царя Николая I в 19 веке были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано в толще многовековой грязи.
В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла открытая всем ветрам до конца 20 века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.
5. Я не соблюдаю всех церковных православных традиций, но все же считаю себя верующим.
Поэтому планируемое посещение этой церкви было, наверное, самым важным для меня во всей поездке по Турции.
И вот, я здесь.
Посмотрите, какой невероятный пол. Это мозаика 11-12 веков.
6. Стены храма покрывают остатки византийской росписи этого же периода.
7. При входе с южной стороны можно встретить даже Деву Марию.
8. Удивительно, конечно, как сохранились фрески.
9. Большая часть из них повествуют о жизни и чудесах Святого Николая.
10.
11. В здании очень много интересных деталей.
Например византийские узоры на колоннах.
12. При всем при этом, часть колонн стояли когда-то на этом месте, но в языческом храме богини Артемиды, о чем повествуют дохристианские надписи на них.
Правильно, чего добру-то пропадать.
13. Узоры на камне.
14. В коридорах храма сохранились ниши, в которых фрески соседствуют с вскрытыми саркофагами местных священников.
15. Какие-то из них попроще.
16. А есть и настоящие произведения искусства.
17. Евангелисты.
18. Коридорами выхожу во внутренний двор храма.
19. Сейчас тут практически склад элементов церкви.
Карнизы, колонны, уступы.
20.
21.
22. Сохранилось углубление, откуда в древности бил источник со святой водой.
23. А также алтарь той же богине Артемиде.
Интересно все-таки, ведь тут приносились жертвы, а вот как он использовался христианскими священниками?
Сейчас, кстати, туристы просто кидают на него деньги.
24. Западный вход в храм.
25. Роспись на потолке более позднего этапа в истории церкви выполнена на золотом фоне — типичная Византия. Богато.
26. И вместе с тем, спрятанные в особых нишах каменные кресты.
Так, в самом начале развития здесь христианства, верующие спасались от внезапных набегов язычников и арабов, скрывая свою веру и сохраняя братство.
27. Очередной коридор.
28. Археологические исследования здесь не прекращаются и сейчас.
29. Буквально за несколько дней до моего приезда сюда, министерство культуры Турции заявило, что в удаленной части церкви, закрытой от туристов, были найдены скрытые захоронения. Как говорят легенды, итальянцы в спешке не смогли забрать все мощи Святого Николая, и их часть была перезахоронена здесь повторно.
30. Так это или нет — пока неизвестно.
Общепринято, что мощи Святого хранятся в итальянском городке Бари.
Но это ж Николай Чудотворец, возможно всякое…
31. А вот и главное помещение храма со сводчатым потолком.
Простите, что в кадре люди, но тут без этого просто невозможно. Заодно и размеры оцените.
32.
33. Особо говорить тут нечего.
Атмосфера древнейшей истории, где фактически зарождалось христианство, заставляет благоговеть.
34. Смотрите, какая необычная кафедра архиепископа.
Опять языческие колонны и алтарь. А позади настоящий театр.
Обратите внимание на тоннель под театром, в его узкий и маленький вход, в полную темноту, входил священник, а выходил из широкого и высокого, символизируя очищение от грехов.
35. И снова фантастическая мозаика.
36. Кстати, каждый из её элементов расположен не просто так.
Они несут и религиозную и астрономическую составляющую. Эх, жаль я не специалист…
37. В отдельной комнате подсвечен купол жертвенника, где изображена сцена причастия.
На ней Иисус преподносит своим апостолам хлеб и вино.
Внимательный разглядит отвернувшегося Иуду.
38. Здесь всё пронизано символизмом.
Обратил внимание, что на стенах видны остатки знаков, известных нам по игральным картам.
При этом каждый знак несёт свою религиозную составляющую, так например карточные "пики" — это сердце Христа, раненое пикой.
Именно поэтому, кстати, церковь крайне негативно относится к азартным играм, которые кощунствуют над символами веры.
39. Найдете спрятанный крест на колонне?
40. Коридоры, с отполированными тысячами ног полами…
41. Насколько я понял, первоначально ошибочно считалось, что именно в этом месте хранились мощи Святого Николая.
По заказу Николая I на мраморной крышке этого саркофага была выполнена надпись с тропарем (молитвой) Святому.
42. Однако всё у нас, у русских не слава Богу, и выбитая надпись содержала массу грамматических ошибок.
Так и лежит сейчас плита.
43. И всё-таки мощи Святого Николая хранились в другом саркофаге.
Сейчас к нему едут прикоснуться тысячи человек.
Удивительно, но едут и местные мусульманки, ибо считают, что Николай покровительствует браку и помогает с детишками.
44. Святыня находится за толстым оргстеклом, которое буквально всё в отпечатках рук и лбов.
Некоторые умудряются закинуть за стекло бумажки с желаниями или фотографиями тех, за кого молятся.
45. Конечно, и я прикоснулся.
Попросил для себя и своих близких…
46. Народ идет плотной толпой, и всё же попробовал снять элементы саркофага.
47.
48. Мне очень сложно было сосредоточиться на молитве и внутреннем диалоге в таком месте.
Вроде бы и атмосфера располагает, а все равно что-то отвлекает.
Может люди, а может и неумение…
49. Ступая по тяжелым мраморным плитам очень сильно хотелось вернуться сюда еще раз.
Не спеша, подготовившись.
Хотя я уверен, Святой Николай снисходительно бы отнесся и к такой короткой встрече.
50. На выходе успеваю сфотографироваться с памятником, установленным здесь в честь 2000-летия Рождества Христова нашим земляком и современником Григорием Полоцким.
51. И поднимаюсь на уровень современного города.
52. В парке рядом с церковью расположен еще один памятник Николаю, как защитнику детей.
Здесь он больше походит на Деда Мороза или Санта-Клауса, собственно прототипом которых и является с тех пор, как разносил жителям Миры помощь в большом мешке и спрятавшись за глубоким балахоном.
Верить или нет — дело каждого. Но чуда хочется всем.
Почитали пост? Потратьте еще минутку и тихонько попросите Николая Угодника помочь вам во всем.
Он услышит.
Если вам понравился этот материал, я буду благодарен если вы поделитесь им в социальных сетях:
Данный материал является объектом авторского права.
Полная или частичная публикация поста, а также размещенных в нём фотографий, без согласования со мной ЗАПРЕЩЕНА в любых СМИ, печатных изданиях, на любых сайтах и в соцсетях.
Почта для предложений и приобретения фотографий: [email protected]
Отличный фоторепортаж!
Но жаль, видим одно, а пишем официальную дребедень.
Давайте разберёмся вместе.
Христианский храм построен в довольно грубой манере из камней разных размеров и где-то видим и кирпичную кладку.
Ясно, что исходным материалом были руины античного строения, название которого Вы упомянули: «Храм Артемиды».
Вы беспрерывно упоминаете выражение «язычество» — это придуманное ругательство Ватиканом, ради уничижения всего дохристианского. Оно Вам надо, повторять это? Можно просто остановится на выражении «Античный храм». Была ли в те времена религия, мы вообще не в курсе.
Итак, просто взглянув на всё это что мы видим? Смешение двух культур. Великой античной, где из камня вытачивали невероятные по красоте произведения и нашей, в которой по камню работать практически не умеют, каменных украшений никаких не делают (только гипсовую лепнину) и никаких саркофагов с высокохудожественной каменной отделкой никогда не производили. И все саркофаги, хранящиеся в различных храмах — есть реликвии древности -АНТИЧНОСТИ.
Итак, мощи Н.Чудотворца, в лучшем случае были подсунуты в чужое захоронение. Но скорее, мощи эти принадлежат древнему человеку античности и выданы за христианина.
Все случайно сохранившиеся высокохудожественные элементы древнего строения, так же, никоим образом не относятся к христианскому храму. Это же видно! И это стоило упомянуть.
Успехов Вам в новых исследованиях! Но давайте делать это осознанно.